5 августа 2011 •

Распознать Forester 2011 модельного года не так-то просто. Слегка изменились фальшрадиаторная решётка и передний бампер, на боковых зеркалах появились повторители сигнала поворота... Но стоило ли ради этого лететь в Минск, глотать пыль второстепенных дорог до Бреста и кормить злющих беловежских комаров? Стоило! Ведь главные изменения у «лесника» под капотом: новые «оппозитники» Boxer третьего поколения с индексом FB объёмом 2,0 л и 2,5 л. Событие эпохальное, если учесть, что предыдущая линейка двигателей служила с 1989 года.

Впрочем, по значению отдачи так не скажешь. Паспортные данные новых моторов почти повторяют характеристики «боксёров» серии EJ. Те же 150 и 172 л.с. соответственно, разве что момент чуть-чуть подрос. Вся соль в уменьшенном на восемь миллиметров диаметре цилиндра и увеличенном на 15 мм ходе поршня. В итоге у мотора с облегчённой шатунно-поршневой группой меньше потери на трение (на 28%), он легче, экономичнее, более отзывчив и обладает лучшей тягой на низких и средних оборотах.
Правда, новый двигатель чуть раздался в габаритах. Но, несмотря на широту души, его всё же вписали между лонжеронами благодаря переходу от сложного ременного привода газораспределительного механизма к более простой схеме с цепью. Вдобавок у новых «оппозитников» совершеннее система охлаждения головок блока, что делает мотор менее подверженным детонации. Асимметричные шатуны при капитальном ремонте теперь можно вынуть через наружную часть блока. И даже процесс смены масла в двигателе стал менее трудоёмким: масляный фильтр расположен сверху, рядом с маслозаливной горловиной. Иными словами, субаровцы решили многие из тех проблем, которые сами себе когда-то создали, сделав ставку на оппозитную схему.
Пластик передней панели по-прежнему жёсткий, но качество сборки на высоте.
Интерьер обновленца отличается новыми яркими приборами с большим дисплеем (слева вверху) и двухзонным климат-контролем (слева в центре). Однако «двухлитровая» машина этих прелестей лишена! И только в версии XS довольствуется камерой заднего вида.
А может, вообще пора переходить на рядные моторы? Forester на это отвечает необычной живостью заныривания в вираж. Преимущество низкого центра масс. Точнейший рулевой привод «японца» не портит даже небольшая заминка в начале отклика. А ещё этот звук! Атмосферный Forester со 170-сильным мотором на разгоне обрушивается на барабанные перепонки первобытным гортанным воем. Не то чтобы он очень уж сладок. Просто такого больше ни у кого нет.
С новыми моторами Forester стал экономичнее. Реальный средний расход по трассе у 170-сильной версии с автоматом — 8,6 л/100 км. К дальнейшим свершениям надо двигаться с другой коробкой передач.
Под напором децибел в непривычном частотном диапазоне начинаешь понимать фанатов Subaru. Марка чуждая гламура. Функциональна, как автомат Калашникова. У кроссовера за 1 382 100 рублей (именно столько стоит тестовая машина) нет парктроника и датчика дождя, а новым с иголочки мотором дирижирует старый четырёхступенчатый «автомат»... А что, вы когда-нибудь видели снайперскую винтовку Драгунова с открывалкой для пива или с USB-разъёмом для подключения айпода?
Атмосферным Форестерам с механической трансмиссией положена раздаточная коробка с понижающей передачей и дополнительным рычажком на центральном тоннеле. Селектор «автомата» двигается в традиционном извилистом пазу.
Объективно говоря, кроме сочного аккомпанемента двигателя и — наконец-то — двухзонного климат-контроля 170-сильному Форестеру больше похвастать нечем. С таким зарядом от «лесника» не стоит ждать рекордов. Тяги на низах действительно стало больше, и со средних оборотов кроссовер ускоряется охотнее прежнего. Но если оценивать динамику Subaru в сравнении с конкурентами, то она не более чем достаточна. К примеру, куда более гламурный Tiguan не только быстрее, но и удобнее по управлению тягой. Не говоря уже о том, что он попросту дешевле...
Передние сиденья всех версий при одинаковом профиле отличаются лишь обивкой: матерчатой, кожаной либо с цепкими вставками из алькантары для модификации S-Edition (на фото). Посадка удобна, но не более того. В задней части салона вольготно усесться не проблема: места по меркам класса в достатке. Однако из удобств — только подстаканники.
Объём багажника варьируется от 450 до 1660 литров. Под полом у всех версий — полноразмерные «запаски».
Возможно, будь в моей правой руке рычаг «механики», я бы рассуждал немного по-другому. Но я намеренно выбрал Forester с «автоматом» как самый востребованный рынком. Коробка хоть и адаптивная, но себе на уме. В одних и тех же ситуациях она может как переключиться вниз, так и продолжить ускоряться в пределах выбранной передачи. А так как резерв мощности невелик, то через какое-то время трансмиссия всё же спустится на ступеньку ниже. Задержки при переключениях, опять же по нынешним меркам, существенны. Главное — перемен не предвидится: вариатор (видимо, тот, что ставится на Legacy с подключаемым полным приводом) появится только у машины следующего поколения...
Модификация S-Edition мощностью 263 л.с. — сама скромность: воздухозаборник интеркулера на капоте да литые диски иного дизайна.
Слава организаторам тест-драйва, проложившим маршрут не только по ровным белорусским магистралям, но и по второстепенным дорожкам! На пыльных грунтовках я снова влюбляюсь в Forester. Энергоёмкость доработанной подвески кажется бесконечной. По кое-как уложенным гравийным трактам мчишь словно по асфальту. Перекалиброванные амортизаторы вовсе не замечают мелкие неровности! На средних и крупных — жёсткий отбой, который только усиливает чувство вседозволенности. И лишь на просадке грунта корма кроссовера охлаждает раллийный пыл небольшой вертикальной раскачкой.
Кнопка запуска двигателя расположена слева от рулевой колонки и поначалу требует привычки. А вот подрулевые «гашетки» для управления «автоматом» в ручном режиме с прорезиненной тыльной частью удобны без всяких «но».
Теперь — за руль наддувной топ-версии Forester S-Edition, которая тоже скоро появится в шоу-румах. Мотор здесь, правда, ещё серии EJ, но по сравнению с другой турбоверсией — 2.5 XT — развивает на 33 «лошади» больше, то есть 263. Трансмиссия только автоматическая, но зато это та самая «пятиступка», что ставится на Импрезу STI. Отличий от версий попроще в интерьере — раз-два и обчёлся. Сиденья обшиты цепкой алькантарой, немного иная комбинация приборов да кнопка стартера слева от руля. Грозных ноток в голосе тут, пожалуй, даже меньше, чем у обычного Форестера, — шумоизоляция моторного щита у S-Edition явно эффективнее. Зато сейчас ка-а-ак помчим! Это ж почти ралли-кар, да?
У модификации S-Edition оригинальная трансмиссия с «автоматом» и межосевым дифференциалом. Момент между осями делится в пропорции 45:55 в пользу задних колёс. В теории это должно добавить перчинку в ездовые повадки, но на деле все попытки поскользить пресекаются неотключаемой системой стабилизации.
Нет. Если бы не характерная «ноздря», перекрывающая правый габарит, трудно понять, что едешь на самом мощном Форестере. С места он берёт плавно, без нервов. Только после трёх тысяч оборотов в характере турбомотора появляется сумасшедшинка. Но нет лёгкости в наборе скорости, как и в случае с атмосферной версией. Оттого и ощущения смазываются. Вроде бы мощь есть, но реализуется она как-то через «не хочу». «Автомат» хоть и богаче на целую передачу, в скорострельности не прибавил. Хотя соображает чуть лучше. Но больше всего обескуражила подвеска. Она здесь явно мягче. И не было бы в том ничего криминального, если бы не увеличившиеся крены в поворотах и более заметная по сравнению с обычным Форестером кормовая качка на неровностях. По дорогам средней паршивости быстро ездить с такими настройками даже легче, но целесообразность переплаты в 100 тысяч рублей за S-Edition относительно версии 2.5 ХТ представляется сомнительной.
Трансмиссиия у «турбо-лесника» S-Edition — только пятиступенчатый «автомат». С ним кроссовер разгоняется до сотни за 6,5 с — на шесть десятых быстрее, чем 230-сильный Forester XT с «механикой».
Хорошо хоть, что базовые цены на обновлённый Forester практически не изменились. Они и так были увесисты, при нынешней-то иене. Простейший двухлитровый кроссовер с новым широким «сердцем» стоит 1 037 700 рублей. В этой машине уже есть большой набор средств безопасности (система стабилизации, шесть подушек) и климат-контроль, пусть и однозонный. Доплата за «автомат» — 30 тысяч рублей. Более упакованные версии 2.0 XS и 2.5 XS — от 1 162 500 и 1 292 100 рублей соответственно. Коли непременно хочется турбомотор — готовьте ещё 285 тысяч за Forester XT, а то и 1 676 500 за его «горячую» версию S-Edition. Выходит дороговато, и, главное, в таком случае вы сознательно возвращаетесь в прошлый век.
Паспортные данные
Subaru Forester 2.0 XS 2.5 XS S-Edition
Кузов
Тип кузова универсал универсал универсал
Число дверей/мест 5/5 5/5 5/5
Длина, мм 4560 4560 4560
Ширина, мм 1780 1780 1780
Высота, мм 1700 1700 1675
Колёсная база, мм 2615 2615 2615
Колея передняя/задняя, мм 1530/1530 1530/1530 1530/1530
Снаряжённая масса, кг 1485 (1495)* 1480 (1495) 1585
Полная масса, кг 1880 2000 2000
Объём багажника, л 450–1660 450–1660 450–1660
Двигатель
Тип бензиновый бензиновый бензиновый с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, оппозитно 4, оппозитно 4, оппозитно
Число клапанов 16 16 16
Рабочий объём, см³ 1995 2498 2457
Макс. мощность, л.с./об/мин 150/6000 172/5800 263/6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 198/4200 235/4100 347/2800–4800
Трансмиссия
Коробка передач механическая пятиступенчатая (автоматическая четырёхступенчатая) механическая пятиступенчатая (автоматическая четырёхступенчатая) автоматическая пятиступенчатая
Привод постоянный полный
(подключаемый полный)
постоянный полный
(подключаемый полный)
постоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная независимая, пружинная, двухрычажная независимая, пружинная, двухрычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 225/55 R17 225/55 R17 225/55 R17
Дорожный просвет, мм 215 220 225
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 185 (185) 194 (185) 228
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 10,7 (12,4) 9,2 (10,2) 6,5
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 10,6 (10,8) 12,9 (12,5) 14,8
— загородный цикл 6,7 (6,6) 7,2 (7,5) 7,9
— смешанный цикл 8,1 (8,2) 9,3 (9,3) 10,5
Норма токсичности Евро-4 Евро-4 Евро-4
Ёмкость топливного бака, л 60 60 60
Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-95
* В скобках данные для версии с «автоматом».
Техника
Forester использует корпоративную платформу для автомобилей с продольным расположением силового агрегата предыдущего поколения. В данном случае колея передней подвески со стойками McPherson расширена, нижние рычаги усилены, а стабилизатор поперечной устойчивости стал толще. Настройки амортизаторов пересмотрены в пользу комфорта. Упругие элементы задней многорычажки (за характерную A-образную форму верхнего рычага японцы называют её двухрычажной) также стали мягче. Клапаны амортизаторов — увеличенной производительности для улучшения характеристик демпфирования. Кроме того, подрамник для повышения жёсткости и снижения вибраций крепится к кузову через стальные втулки.
У нового «оппозитника» серии FB диаметр цилиндра уменьшен с 92 до 84 мм, ход поршня вырос с 75 до 90 мм. В итоге пара шатун/поршень сбросила 83 г, с 458 до 375 г.
В более компактных головках блоков привод клапанов с прямыми толкателями заменён на механизм с коромыслами. Уменьшенный с 41 до 27 градусов угол развала газоотводных каналов позволил расположить форсунки впрыска непосредственно в головках блока, что улучшило смесеобразование.
Здесь газораспределительный механизм приводится цепью. Мотор стал более ремонтопригодным и, как уверяют субаровцы, более надёжным. А развитая система охлаждения направляет 85% охлаждающей жидкости к головкам блока для оптимизации теплообмена и снижения риска детонации.
Для России этот двигатель отвечает нормам Евро-4. А существует ещё европейская версия под Евро-5, способная работать по циклу Аткинсона благодаря механизму регулировки подъёма клапанов и оснащённая дополнительными вихревыми заслонками на впуске (на иллюстрации), а также системой рециркуляции отработанных газов с охлаждаемым клапаном.
Как и раньше, тип полноприводной трансмиссии Форестера зависит от коробки передач. У автоматических версий подключением задней оси заведует электрогидравлическая многосковая муфта, а машины с «механикой» оснащаются дифференциальным полным приводом с блокировкой. Особняком стоит версия S-Edition с нессиметричным (45:55) планетарным межосевым дифференциалом, блокируемым электрогидравлической муфтой.
История (Дмитрий Абрамов)
История Subaru Forester началась в 1997 году, когда кроссовер начал производиться в Японии. В 1998-м «лесник» обосновался и в США. Автомобиль был построен на платформе Impreza, славился отличными ходовыми качествами, а потому быстро завоевал популярность.
Второе поколение Форестеров увидело свет в 2003 году. Автомобиль развил успех своего предшественника и получил немало престижных наград. К примеру, журнал Car and Driver три года подряд — в 2004-м, 2005-м и 2006-м — признавал «японца» лучшим среди компактных кроссоверов.
В 2005 году «лесник» пережил рестайлинг. Красивее он вряд ли стал, но покупателей это не волновало. Они как дети радовались своим машинам, особенно модификациям с 2,5-литровым турбомотором. К тому же в 2007 году японский производитель отметил 10-летие модели, выпустив специальную версию.
Японцам особенно повезло. В 2005 году Subaru выпустила на родной рынок чумовую версию Forester STI. Поклонники «лесников» буквально молятся на эту машину и видят её во сне каждый день.
За кадром
За два дня мы побывали в знаковых местах Республики Беларусь. Мирской замок, Беловежская пуща... Пожалуй, это время можно было бы потратить на тест-драйв. Замок — новодел с евроремонтом, плазменными мониторами в залах и — кто бы мог подумать — лифтом. Беловежский заповедник встретил полчищем комаров и обескуражил олениной собственного производства в ресторане. Оба раза мимо! Но Бресткая крепость! Это точечный удар в сердце. Местный историк Александр Суворов открыто заявляет: правда о катастрофе, случившейся здесь в июне 1941-го, сильно отличается от того, что написано в школьных учебниках. Нет, никто не подвергает сомнению героизм советских солдат. Подвигам большим и малым несть числа. Но героизм сосуществовал рука об руку с исконно русским разгильдяйством и глупостью... Перед самой войной только на оплату труда рабочих, строивших оборонительные сооружения вокруг крепости, тратилось 100 000 дореформенных рублей ежедневно! А когда случилось то, чего все боялись, но при этом всячески старались не замечать, большая часть рубежей оказались бесполезными. По-другому мы, видимо, не умеем...

Источник: DRIVE.ru